О  предоставлении  паспортных данных при подаче заявки для участия в электронных процедурах с 1 июля 2018 года

О  предоставлении  паспортных данных при подаче заявки для участия в электронных процедурах с 1 июля 2018 года

С 1 июля в Законе о контрактной системе случились большие изменения. Многие участники закупок и Заказчики уже столкнулись с некоторыми проблемами на практике. Одним из таких проблемных вопросов стало новое требование закона о наличии паспортных данных Руководителя участника закупки в электронных процедурах.

Так, согласно ч.11 ст.24.1 ФЗ-44 паспортные данные руководителя (лица, уполномоченного действовать без доверенности) участника закупки, равно как и иные сведения (ИНН, учредительные документы) Заказчик получает от оператора ЭТП. Отсутствие такой информации и документов является основанием для признания заявки несоответствующей требованиям аукционной документации согласно ч.6 ст.69 ФЗ-44.

Казалось бы, всё очевидно. Не представили паспортные данные, и заявка признаётся несоответствующей. Своим решением Архангельский, Краснодарский и Новосибирский УФАС подтвердили эту позицию, посчитав законным отклонение заявок из-за отсутствия паспортных данных.  Однако в другом деле ФАС России и Хабаровский УФАС сделали противоположный вывод, посчитав, что Заказчик неправомерно признал заявку несоответствующей. Скорее всего, решения выносились с учётом пояснений ЭТП о том, что паспортные данные должны появляться на площадке в порядке информационного взаимодействия с системами, а сроки для обмена информацией еще не пришли (дата приходится на 1 января 2019 года). При этом в обоснование своей позиции антимонопольные органы ссылаются на Постановление Правительства № 656, а именно на пункты 10, 21 которые вступят в силу с 01.01.2019 г., после чего операторы будут обязаны обеспечить конфиденциальность паспортных данных и их предоставление заказчикам.  Несмотря на все эти доводы, позиция ФАС в части оценки действий комиссии Заказчика вызывает у достаточного количества специалистов, мягко говоря, недоумение, т.к. прямо противоречит положениям Закона, действующим с 1 июля этого года.

Одновременно с этим хотелось бы обратить внимание и на тот факт, что Закон о контрактной системе не содержит ответа о том, что включает в себя понятие «паспортные данные». Не помогут в этом и другие правовые акты, поскольку универсальное определение этих данных отсутствует. В связи с этим участники закупочных отношений могут столкнуться с разночтениями в части того, какие именно данные нужно представлять.

Все надеются на то, что когда начнется полноценное информационное взаимодействие, которое намечено на 01.01.2019 г. и эти данные будут выгружаться на площадку автоматически, проблема должна будет разрешиться, а пока, во избежание спорных ситуаций, полагаем целесообразным участникам закупок воспользоваться рекомендациями некоторых площадок и прикладывать в составе заявки скан — копии страниц паспорта (паспортные данные могут быть сообщены и в письменной форме).

23.08.2018 Минфин своим письмом от 23.06.18 № 24-06-08/60176, как регулятор контрактной системы дал разъяснения по ч.11 ст.24.1 ФЗ-44, сообщив, каким образом паспортные данные Руководителя участника закупки будут поступать Заказчикам. Письмо адресовано операторам электронных площадок и разъясняет порядок направления Заказчикам информации и документов, в том числе паспортных данных. Такие данные будут предоставляться при включении участника закупки в реестр участников (соответствующий проект постановления Правительства, устанавливающий правила его формирования уже подготовлен). Что касается проблемного вопроса, связанного с отсутствием паспортных данных при направлении заявки участника Заказчику, по поводу чего формируется противоположная практика антимонопольных органов, Минфин лишь отметил, что подготовлены изменения в Закон.