Повышение ставки НДС по закону №303-ФЗ и изменение стоимости контракта

Повышение ставки НДС по закону №303-ФЗ и изменение стоимости контракта

При повышении ставки НДС с 01.01.2019 года с 18% до 20% Федеральным законом от 03.08.2018 года №303-ФЗ не было предусмотрено, как действовать заказчикам, работающим по специализированным закупочным законам. Федеральный закон от 05.04.2013 года №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» не предусматривал такого условия для изменения цены контракта, как повышение налоговой ставки и такое бремя ложилось пролностью на коммерческие риски предпринимателей.

Федеральным законом от 27.12.2018 года №502-ФЗ внесены поправки в Закон о контрактной системе. Таким образом, появилась часть 54 статьи 112 Закона, которая звучит так: «До 1 октября 2019 года в рамках срока исполнения контракта допускается по соглашению сторон изменение цены заключенного до 1 января 2019 года контракта в пределах увеличения в соответствии с законодательством Российской Федерации ставки налога на добавленную стоимость в отношении товаров, работ, услуг, приемка которых осуществляется после 1 января 2019 года, если увеличенный размер ставки налога на добавленную стоимость не предусмотрен условиями контракта. Государственным или муниципальным заказчиком как получателем бюджетных средств предусмотренное настоящей частью изменение может быть осуществлено в пределах доведенных в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации лимитов бюджетных обязательств на срок исполнения контракта.»

То есть до 1 октября 2019 года Закон позволяет внести изменения в цену контракта заключенного до 1 января 2019 и исполняемого в 2019 году, и конечно же есть условия, когда это делать можно. Давайте разбираться.

Во-первых, важно понимать, что это не обязанность заказчика, а право. И это право оформляется соглашением сторон. То есть обязательно надо составить дополнительное соглашение, в котором и будет отражено увеличение стоимости.

Во-вторых, контракт должен быть заключен до 1 января 2019 года, а исполнение должно начаться после 1 января 2019 года. Если контракт заключен в первых числах января, то это уже не ваш случай.

В-третьих, у вас осталось 6,5 месяцев до 1 октября 2019 года. В рамках действия контракта есть возможность изменить цену.

В-четвертых, у государственных и муниципальных заказчиков это возможно в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств.

Есть еще несколько правил, которые вроде и не оговорены в части 54 статьи 112, но подразумеваются. Один из них лежит на поверхности. Часть 54 разрешает увеличение цены контракта именно из-за увеличения ставки НДС. Поэтому повышать стоимость контракта больше чем на 2% нельзя.

Еще один нюанс, который стоит учитывать. О том, что с 1 января поднимется на 2% ставка НДС было известно еще в августе 2018 года. И есть заказчики, которые планируя осуществление закупок на конец 2018 года с исполнением в 2019 году при обосновании НМЦК закладывали корректировку коммерческих предложений с учетом повышения ставки НДС. То есть такие заказчики, заранее позаботились о корректности договора всвязи с вступающими в силу с 1 января 2019 года изменениями налогового законодательства. Даже если в контракте была допущена техническая ошибка и указан НДС 18%, то все равно не стоит повышать стоимость контракта, а достаточно сделать дополнительное соглашение на исправление технической ошибки.

Если же заказчик не сделал такую корректировку при обосновании НМЦК, то это может послужить поводом для повышения стоимости контракта.

А как же быть, если падение на торгах было большим или даже если этого не было, а теперь исполнитель по контракту просит поднять цену хоть на 2%. Заказчику стоит задуматься о соблюдении всех условий явно или скрыто указанных в части 54 статьи 112 Закона о контрактной системе. И только после этого принимать решение о заключение дополнительного соглашения о повышении цены. Так как это все-таки право заказчика.

Валерия Вахрамеева, эксперт RsDC group
point-v.ru