Концепция проекта Общественная лаборатория

ЧЕГО ПРИДЕРЖИВАТЬСЯ?

Есть понимание того, что новый технологический уклад неумолимо надвигается на нас. Что-то должно прийти, как прилив волны. Это что-то неизвестно пока никому, но оно должно прийти. Несомненно, все явления мира, в том числе исторические события, имеют волновую-циклическую особенность. Придерживаясь теории Кондратьева в прогнозном плане наступает новый технологический уклад.

Для примера возьмем основные характеристики концепции Кондратьева. Сразу скажу, что текст выбран из Википедии (отмечено курсивом) (прошу прощения за такую поверхностность).

————————————————————————————————————

Многие исследователи связывают смену волн с технологическими укладами. Прорывные технологии открывают возможности для расширения производства и формируют новые секторы экономики, образующие новый технологический уклад. Кроме того, кондратьевские волны являются одной из важнейших форм реализации индустриальных принципов производства.

Сводная система кондратьевских волн и соответствующих им технологических укладов выглядит следующим образом:

  • 1-й цикл — текстильные фабрики, промышленное использование каменного угля;
  • 2-й цикл — угледобыча и чёрная металлургия, железнодорожное строительство, паровой двигатель;
  • 3-й цикл — тяжёлое машиностроение, электроэнергетика, неорганическая химия, производство стали и электрических двигателей;
  • 4-й цикл — производство автомобилей и других машин, химическая промышленность, нефтепереработка и двигатели внутреннего сгорания, массовое производство;
  • 5-й цикл — развитие электроники, робототехники, вычислительной, лазерной и телекоммуникационной техники;
  • 6-й цикл — возможно, NBIC-конвергенция (конвергенция нано-, био-, информационных и когнитивных технологий).

————————————————————————————————————-

Теперь вернемся к нашим размышлениям. Что можно заметить из Кондартьевских циклов, так это то, что большой цикл захватил 4-й и 5-й технологический уклад, в котором мы сейчас и прибываем.

Марксистко-ленинская теория гласит, что капитал воспроизводится за счет своего расширения. Это находит свое отражение в формулировке для 4-го цикла «массовое производство». Массовое производство характерный признак развитий экономики и глобализации рынков. Под эту аксиому, в свою очередь, подстраивается идеология транснационального капитализма со всеми демократическими «измами» (трансгуманизм, мультикултуризм и т.д.).

КОНТУРЫ НОВОГО ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО УКЛАДА

Есть ли альтернатива устаревшей модели массового производства товаров? Думаю, что есть. Попробуем дать антитезу слову «массовый», заменив на термин «индивидуальный». Для того, чтобы подойти к смутным представлениям, того чего нет в действительности, но хотя бы обрисовать его контуры, необходимо использовать футуристическое мышление. Прежде всего определиться с запросами общества на будущее. Так, например, я предполагаю, что в будущем будет запрос на индивидуальную вещь или личностный подход при изготовлении этой индивидуальной вещи и, где-то даже, личностный рост. Например, в наши дни, всем известно, что такое 3D моделирование. Т.е. этот предмет из новой технологии указывает на то, что можно производить сложные конструктивные модели (товары) по индивидуальному проекту.

В моем понимании, массовое производство хоть и не изживает свои последние дни, но уже и не развивается. Впереди эра индивидуального проектирования или проектного финансирования. Поэтому, та известная нам капиталистическая модель, направленная на воспроизводство путем его расширения, устарела и уже не годится для того, чтобы предложить ее человечеству. Т.е. мировой потребитель будет уходить в информационный поток, там же будет формироваться его запрос на изготовление вещей.

Так же необходимо будет определяться с базовой технологической платформой, в основе которой будет лежать надстроечный рост, т.е. все то, что связано с базовой технологической платформой. Можно со всей уверенностью заявить, что человечеством уже создана некая базовая платформа для перехода в новый технологический уклад и она заключена в феномене интернета. Т.е. удовлетворение текущих запросов в ширпотребе, причем произведенному по индивидуальному проекту, будет являться той точкой роста, где можно отыскать добавленную стоимость для нового технического уклада. А это, в свою очередь, ударит по логистике готовых товаров, т.е. поставит систему мирового воспроизводства товаров и ее сетевой маркетинг в стагнацию. Думаю, что это хорошо для восстановления природных ресурсов. Это же обстоятельство приостановит геополитические и экспансионистские устремления некоторых стран, связанных с лоббированием своих товарных потоков. Думаю, что спасение придет от новых технологических разработок в области материаловедения и 3-d моделирования или, чего-то похожего на это.

ВЗГЛЯД В БУДУЩЕЕ.

Парадоксальное мышление. То, что не укладывается в привычный мир. Поиск новых нестандартных решений. Далее по тексту ранее мной описанная модель немецкого подхода к детскому техническому творчеству на базе технологического музея в Мюнхене.

На мой взгляд, в России, принимая немецкий опыт, должны быть созданы условия для детского и юношеского технического творчества как социально-технологические площадки. В дальнейшем я постараюсь осветить этот подход в проекте «Общественная лаборатория».  Позволю себе сказать о конкретном предложении, которое можно внедрять уже сейчас под эгидой проекта «Общественная лаборатория». Последователями ЭФС (Этическая финансовая система) поддерживается идея проектного финансирования в систему технологического пространства для трансформирования изобретений в инновационную среду, которая получила название — проект «Общественная Лаборатория».

Принцип проекта «Общественная лаборатория» в том, что инновационная среда создается внутри коммерческих систем на базе заказчика, потребителя инновационного продукта. В настоящее время, попытки выйти на этот уровень реализуется через Проекты Инновационного Развития компаний с государственным участием. Этот принцип можно реализовать через создание, учрежденных заказчиком как потребителем инновационного продукта, школ или площадок. Впоследствии площадки завязываются в сети.  В целом, такой подход создаст условия для конкурентной среды в системе инновационных разработок и научных исследований. При этом, гранты на разработку инновационного продукта можно было бы объединить с частным проектным финансированием на базе crowdfunding, не устраивая никакие конкурсы, а создавая лишь инновационные площадки на венчурной основе.

Как известно, в России недостаточно развита внедренческая часть в опытно-конструкторские разработки (ОКР). Большей частью внедренческая часть финансируется и обитает в системе госзаказа на «рельсах» ВПК. При низко развитом потенциале ОКР значительная доля закупок по трансферу лицензионных технологий уходит за рубеж. Однако, предложенная сторонниками ЭФС система инновационных площадок проекта «Общественная лаборатория» создаст принципиально новый механизм, целеполагание которого может «замкнуть на себя» переход к новым технология. Я имею ввиду к прорывным технологиям, от которых будет зависеть переход в новый технологический уклад.

 Как указывалось, выше, контуры будущего могут формироваться в индивидуализации материального мира в зависимости от запросов человечества. Для примера, возьмем запрос общества на индивидуальный полет. Например, сейчас этот запрос реализуется в неких контурах будущего на индивидуальный летательный аппарат для человека. Воплощается мечта через целеполагание на индивидуальный полет. И как известно, такие летательные аппараты уже существуют, от костюма крыла, до турбированых ранцев. Это доказывает существование аксиомы (закономерности) реализуемости мечты через целеполагание.

Те задачи, которые стоят перед обществом требуют создания новой технологии с возможностью универсальности применения на глобальном уровне. На мой взгляд, эта универсальность должна быть сравнима с изобретением электричества. Вызов брошен. Идут поиски по всему миру. В моем понимании назрело время перехода к универсальному принципу преобразования материи.

Все, что нам необходимо это определиться с целеполаганием и контурами. Целеполагание, в моем понимании это «движок-стартер», которое должно быть сформулировано в виде технического задания. При наличии этого задания общество само выработает контуры новых технологий, поскольку общество, как коллективный разум и есть «генератор» перехода в новый технологический уклад.

ПРИНЦИП ОБЩЕСТВЕННОЙ ЛАБОРАТОРИИ

Ранее в своих сообщениях, излагал, что в поисках базовых причин становления новых технологий, будучи в Мюнхене (ФРГ), как то заглянул в Технологический музей «Deutsches Museum», где меня поразил тот факт, что в стенах такого солидного учреждения действовали детские лаборатории. Тогда мне и пришло в голову, что все, что придумано в Мире, создано на стыке грядущих поколений. Факт остается фактом, но на стадии формирования личности, в частности в Мюнхене, формируется задел инженерно-технических работников (ИТР) Германии для будущих инноваций и это происходит в стенах технологического музея.

Зачем, скажете вы, нужен такой подход. Психологам всего мира известно, что мышление в детском возрасте парадоксально. Немцами этот феномен был поставлен на поток за счет создания зон инновационного развития в системе музейных фондов. При этом, подход к техническому творчеству юного поколения популяризируется через музейные фонды, в которых посетителям предоставляется возможность использовать экспонаты в качестве предметов познания (даже на тактильном уровне), для проведения экспериментов и опытов. В данном случае, музей не просто музей, а средство доставки новых знаний на практическом уровне. Как мне стало известно, детские лаборатории оснащены ядерными микроскопами, с помощью которых можно изучать материю (материаловедение) или вести поиски новых технологий.

Теперь зададимся вопросом, можно ли и нам создавать подобные центры? Думаю, что можно.

ТЕХНОЛОГИЯ БУДУЩЕГО.

Позволю себе заметить, что моделирование объектов внешнего мира и производство предметов по его образцу занимало умы человечества не одно столетие, начиная от алхимических трактатов о «философском камне» и заканчивая такими разделами в науке как: термодинамика, термогравиметрия, кинетика, биохимия, химия твердого тела, физика твердого тела, позднее, перешедшие в направления: космическое материаловедение, нанотехнология, кристаллография, металлургия, керамика и биоматериалы. Таким образом, все эти направления представляют собой некий срез наук и прикладных направлений, по которым можно осуществлять «разгон» в сторону нового технологического уклада, по направлению моделирования текущих человеческих потребностей. Можно назвать это моделирование как 3d-модель, а можно описать его как «новый материал», способный трансформироваться в заданную форму по желанию оператора.

ПРИКЛАДНОЙ ХАРАКТЕР (ЧТО МЫ МОЖЕМ СДЕЛАТЬ?)

(Терминология взята из предыдущего сообщения) Если взять концепцию «Захвата будущего» можно выстроить целеполагание с применением проекта «Общественная лаборатория» и произвести необходимую настройку «компаса» целеполагания. Будущее уже будет изменено, т.к. идеологическая часть зафиксирует потребности текущего момента в «мир невидимый». Только такой подход изменит будущее и, если задаться целью, приведет к взрыву новых технологий.

Мы должны использовать все те наработки, которые имеются в нашем распоряжении, а это Этическая Система (Этическая Финансовая Система или ЭФС), которая не строится на процентном капитале по библейскому принципу. Дело в том, что в предыдущем сообщении я уже говорил о том, что будущность связана с «Миром невидимым» и связь с этим миром можно осуществлять не иначе как на этических принципах. Таковы условия обмена информацией. (Смотрим кинофильм «Сталкер» режиссёр Тарковский А.).

Т.е. этика целеполагание может стать связующей нитью между «Миром невидимым» и государственной идеологией. Начинать надо с понимания того, что можно и чего нельзя, т.е. с этических позиций. К чему может привести человеконенавистническая идеология в подобном случае известна из истории идеологии Третьего рейха (поиск технологий создания «сверхчеловека», «чудо-оружия» и т.д. в Германии 30-40 х годов XX столетия). Как доказательство может служить поражение фашисткой Германии в ВОВ 1941-1945 г.г. Вывод человечества — захват будущности нельзя производить без «Этической системы» взглядов на мир.

Для формирования продуктивного подхода к реализации идеи о прикладном характере, необходимо определиться с инструментарием. Всегда возникает вопрос как достучаться до власти. На каком языке с ними говорить? Ведь чиновник, с одной стороны человек, а с другой стороны «инопланетянин». Государство это формализованный механизм и все, что в нем происходит имеет иную природу отношений. Однако, государство же является источником общественного моделирования и одновременно организмом с элементами биоценоза. Государство является инструментом моделирования общественных отношении, оно же, через закон (нормотворчество), создает определенные условия и для развития всего общества. Таким образом, предлагаю переходить в плоскость правовой определенности.

ПЕРВЫЕ ШАГИ

И все-таки, давайте определимся, кто мы есть? Если мы активные и творческие люди, то должны принять эту действительность такой какая она есть, со всеми перекосами и сложностями. Возможно ли решать творческое взаимодействие с властью? Думаю, возможно.

Для целей создания условий перехода в новый технологический уклад необходимо пользоваться средствами и инструментами государственной политики. Для чего я это говорю? Мы должны научиться говорить на таком же языке и пользоваться такими инструментами, что и сообщества чиновников, наделенных определенными полномочиями в системе управления.  Нашей же целью будет являться взаимодействие с такими институтами на общественном уровне.

В данном случае, на каком языке можно говорить с властью, что бы установить параметры интереса общества и государства. И находим, на языке Федерального закона от 28 июня 2014 г. № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации». Смотрим, что там написано и видим: Предметом правового регулирования закона являются общественные отношения в сфере планирования, прогнозирования и стратегического контроля социально-экономического развития Российской Федерации, составляющие целостную систему государственного стратегического планирования.

Далее, на сайте Министерства экономического развития РФ находим нормативный акт об утверждении Концепции долгосрочного социально-экономического развития России до 2020 года и Основных направлениях деятельности Правительства на период до 2012 года.

Читаю предложенную концепцию и узнаю, что долгосрочная перспектива инновационного развития определена на период до 2020 года. Таким образом, горизонт планирования даже не охватывает период человеческой жизни. Это очень мало, т.к. жизнь человека укладывается в три поколения (дети, молодежь и пожилые), т.е., с будущностью на 50 – 70 лет вперед.

ПОГРУЖЕНИЕ В ПРОБЛЕМАТИКУ

Далее решил изучить указанную выше концепцию долгосрочного социально-экономического развития и обнаружил весьма здравый подход к решению проблем инновационного развития. Концепция имеет следующий вид:

Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года (далее – КДР-2020) разработана в соответствии с поручением Президента Российской Федерации по итогам заседания Государственного совета Российской Федерации, состоявшегося 21 июля 2006 г. и утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р. Цель разработки КДР-2020 — определение путей и способов обеспечения в долгосрочной перспективе (2008 — 2020 годы) устойчивого повышения благосостояния российских граждан, национальной безопасности, динамичного развития экономики, укрепления позиций России в мировом сообществе.

ЧТО ИМЕЕМ:

Что мы увидели из вышеуказанных нормативных актов в «сухом остатке». А имеем проблематику, на которую государство дало определение, как «ВЫЗОВ в недостатке человеческого капитала». И это не государственная тайна.

Далее, в концепции определено, что рост экономики на современном этапе уже не связан с ресурсной моделью, а перешел в инновационную сферу. Более того, Правительство РФ само же указывает на причины торможения роста, т.е. неразвитость базовой институциональной среды (политико-правовые риски).

Далее в концепции (КДР – 2020) находим все те идеи, которые ранее мы осветили, в качестве необходимого условия инновационного развития (вовлечение в инновационную среду, популяризация и т.д.), что было описано нами с отсылкой на мюнхенский опыт как проект «Общественная лаборатория». Модель развития проекта «Общественная лаборатория» была ранее отражена в государственной Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года.

Таким образом, без преувеличения, целая институциональная среда оказалась востребована не только обществом, но государством. Нам же, инициативу, которая разбивается об институциональный (политико-правовой) «утес» можно забирать на себя, попросту предложить ее обществу, т.к. она лежит на поверхности.

ПРОДОЛЖЕНИЕ ТЕОРИИ.

Политико-паровой риск. Неразвитость базовой институциональной среды. А где она эта институциональная среда? Если брать власть, то ее вектор находится в вертикальной плоскости, а где институты? А институты общества находятся в горизонтальной плоскости. Это значит, в системе доверия. Кризис доверия переживает сейчас самую острую фазу. А от куда, вы думаете запрос на справедливость? А все оттуда: там, где разрыв в уровне доходов между бедными и богатыми, там, где правовой нигилизм, возведенный в степень «Жизнь удалась», там, где разрушена грань между добром и злом. Попытки перевести институциональные запросы в плоскость управляемой, партийной структуры не дают положительных результатов. Чем больше попыток переместить «распиарить» такие общественные институты в телевизоре, тем больше сомнения в достоверности информации и меньше доверия. А информационное доверие теперь перемещается на кухни, там, где можно посидеть и поговорить по душам или в соцсети.

ЗАПРОС НА ИНСТИТУТЫ

Как видно, в условиях набирающего кризиса доверие граждан все сложнее оправдать. Граждане, во многом, уже сами являются центрами консолидации мнений и высказывают недовольство текущим развитием страны. В таких условиях важно определить вектор запроса общества на изменения.

Как мне видится, мировой тренд на высокие технологии является главным раздражителем в обществе. Многие понимают, что стагнация инновационного развития России есть угроза будущим поколениям. Все уже понятно, что не хлебом одним жив человек.

В этих условиях у нас есть возможность создавать свой институт доверия. Развить горизонтальные связи. Эти связи можно развивать на этических принципах (этической финансовой системы) ЭФС. В какой форме можно создавать связи на горизонтальном уровне? Думаю, что на любых. Некая общность людей, разделяющих идеологию (ЭФС) и общность целеполагания в «Мир невидимый», деятельность которой может быть основана на взаимном доверии. Успех доверительного отношения может зиждется на классовом подходе, т.е. между людьми одного порядка, поскольку консолидирует и создает сетевой характер взаимоотношений в одной парадигме отношений.

Так, например, директорский корпус может быть объединен в институт на принципах ответственности за результат хозяйственной жизни общества. В наше время именно директорский корпус компаний всех типов подвергается наибольшему давлению со стороны государства и общества. Ответственность менеджерского состава на порядок выше, чем в государственных структурах управления. Если в системе государственной власти традиционно перекладывание ответственности или вообще безответственное принятие решений, то в частном секторе эта ответственность только возрастает, т.к. законодательно, руководитель организации несет субсидиарную ответственность за любые убытки. Думаю, что выработка новых стратегий может консолидировать в горизонтальном плане в среде управленцев и собственников бизнеса, как наиболее ответственной части общества не только за свои компании, но и за бизнес климат по стране в целом.

ЧТО ПРЕДЛАГАЕТСЯ

Предлагается поддержать ПРОЕКТ ОБЩЕСТВЕННАЯ ЛАБОРАТОРИЯ из частной инициативы в стратегию общественного движения. Конкретно предлагается следовать как отечественному, так и мировому опыту.

Как мы видим такое развитие:

Для начала делается выборка технологических платформ, которые являются прорывными, на базе которых и создаются виртуальные модели современных технологий. Они же будут являться поставщиками фондов (баз знаний). Такие фонды должны быть сформированы по принципу общественной доступности через информационные сети. Поставщиками виртуальных фондов технологий могут быть уполномоченные компании и лица из числа ответственных согласно перечня технологических платформ, утвержденных Правительственной комиссией по высоким технологиям и инновациям от 3 августа 2010 г., протокол № 4.

Далее на базе указанных компаний провести прототипирование моделей и/или решений, которые могут быть интересны для изучения, с точки зрения образовательных технологий. Уникальность такого шага в том, что сами же производители инновационных технологий будут создателями образовательных программ, что в корне меняет современную образовательную парадигму. ВУЗы, на этом этапе в большинстве своем должны быть исключены из цепочки поставщиков кадров. Далее, образовательные программы, которые были уже внедрены и апробированы компаниями могут быть переданы учебным заведениям для освоения, формирования новых компетенций и профессий либо оставаться внутри таких компаний в качестве интеллектуальной собственности для повышения квалификации своих сотрудников, но пребывать в едином информационном пространстве для доступа. Далее, ВУЗы смогут быть поставщиками кадров только в условиях интеграции баз знаний и образовательных программ.

Следующей задачей должна быть организация корпуса наставников в промышленном секторе экономики. Т.е. при подготовке учебных программ и прототипировании виртуальных моделей и технологий очень важно создать не только инструмент доставки знаний, но и институт наставничества по принципу «делай как я». Примером может служить организационная модель WorldSkills International или такой институт системы образования Германии как Fachshule. Корпус наставников должен вырастить в общественный институт, т.к. формат обучения должен удовлетворять практически индивидуально каждому заинтересованному в формате наставник – ученик или наставник — минигруппа. Важность наставничества настолько актуальна, что в некоторых компаниях вынуждены просить 80 летних ветеранов возвращаться на производство, что бы оказать поддержку молодому поколению.

ЧТО ДЕЛАЕТСЯ В НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

Проект «Общественная лаборатория» действует как стартап и внедряется силами компании ООО «Практика Проектного Управления» самостоятельно без стороннего финансирования. Для реализации проекта используются собственные образовательные программы, направленные на реализацию проектного управления не ниже международного стандарта PMI или ГОСТ Р ИСО-21500. Также в арсенале языковые курсы иностранных языков и образовательные программы по развитию знаний и навыков в области робототехники и информатики.

Для целей реализации проекта были переработаны в блок-схемы, удобные для моделирования образовательного процесса следующие нормативные акты: Федеральный закон «О техническом регулировании» от 27.12.2002 № 184-ФЗ, Федеральный закон «О стандартизации в Российской Федерации» от 29.06.2015г. № 162-ФЗ и Директива Европейского Парламента ЕС «О машинах и механизмах» 2006/42/EC. На сегодняшнее время указанные нормативы имеют вид блок-схем для целей интеграции в промышленную среду. С учетом российских и международных стандартов, а также переведенных на русский язык европейских директив, образовательные программы ООО «Практика Проектного Управления» будут рассчитаны на соперничество российского промышленного сектора перед зарубежными производителями продукции.

Какие цели мы ставим в данном проекте: в случае выхода проекта на просторы общественного обсуждения, учебный центр ООО «Практика Проектного Управления» стремится занять нишу интегратора образовательных программ для промышленных партнеров.

К.э.н. – Белоусов Олег Владимирович

Эксперт — Хангажеев Андрей Николаевич