К вопросу о «таране» при проведении аукциона

К вопросу о «таране» при проведении аукциона

Тема:  «Два взгляда на проведение электронных аукционов в сфере оказания образовательных услуг и занижение предлагаемой цены контракта более 50%  в рамках 44-ФЗ».

Первый взгляд: «Заинтересованность Заказчика»

Заинтересованными в падении цены до 95% от НМЦК может быть и сам Заказчик, поскольку в этом случае разница в деньгах  от проведённого аукциона, а сумма, как правило, немаленькая, остаётся в краевом бюджете. Эта сумма может быть использована  для других образовательных целей, на которые деньги из бюджета в текущем году не выделялись по разным причинам. За проведение внеплановых образовательных программ или экономию бюджетных денег появляются достаточные основания для получения госслужащими обоснованной премии.

С победителем в аукционе региональные госучреждения за такую «лояльность» со стороны победителя,  могут, например, в дальнейшем заключить несколько контрактов на сумму от 100 до 400 тыс. рублей как с единственным поставщиком.

Заказчика «трудно» в чём-либо заподозрить, поскольку он НМЦК определяет на основании нормативных актов, регулирующих ценообразование исполнения контрактов. Цена контракта, указанная в аукционной документации формируется на основании средней арифметической величины цены предложений, полученных от нескольких потенциальных поставщиков. Поэтому НМЦК, предложенная Заказчиком для аукциона, как, правило, соответствует объективности цены на конкурентном рынке по оказанию образовательных услуг. И то, что падение составляет такой большой, можно даже сказать огромный процент от первоначальной цены, говорит об отсутствии конкурентной составляющей по подобным аукционам, что, в свою очередь, противоречит положениям и духу самого Закона №44.

Второй взгляд: «Заинтересованность Поставщика»

Напомним, что под демпингом в сфере государственных закупок понимается ценовая политика участника, предусматривающая намеренное занижение предлагаемой цены контракта на 25% и более. Конечно, существуют участники, которые готовы работать без прибыли или даже себе в убыток для того чтобы «засветиться» на рынке закупок и проявить себя. Однако в большинстве случаев значительное снижение цены ведет к неприятным для Заказчика последствиям.

Намеренный демпинг может обернуться неприятными для Заказчика ситуациями. Например, отказ победителя заключать невыгодный для него контракт и, как следствие, необходимость проводить торги вновь.

Недобросовестное исполнение контракта, использование при оказании образовательных услуг неквалифицированных преподавателей, «сырых» программ и т.п., и, как следствие, необходимость расторжения контракта в одностороннем или судебном порядке.

В любом из этих случаев, уклонившийся от исполнения контракта горе-победитель попадет в реестр недобросовестных Поставщиков. Однако для Заказчика это не всегда может служить утешением. Ведь драгоценное время потеряно безвозвратно. Для того чтобы избежать подобных ситуаций, Федеральным законом №44 предусмотрены антидемпинговые меры, определенные статьей 37.Правда, на наш взгляд, эта статья уже не отвечает современным экономическим реалиям жизни на рынке конкурентных закупок в сфере оказания образовательных услуг, поскольку понятие «25% и более» приобретает размытый характер, позволяющий участнику аукциона понижать цену практически до 99%, что само по себе не соответствует духу конкуренции и противоречит среднестатистическим ценообразованиям в сфере образования по стране.

Александр Авлуков, эксперт группы компаний RsDC

Также смотрите интервью  Александра Авлукова, в котором подробно освещаются проблемы спецсчетов.
Для просмотра нажмите сюда.